Низ горячий а верх холодный батареи почему

Почему у батареи низ горячий а верх холодный?

В начале отопительного сезона многие владельцы частных домов начинают замечать проблемы с неравномерным нагревом радиаторов, даже если котел работает на полную мощность. Причинами такого неравномерного распределения температуры обычно являются засоры, скопление воздуха, неисправность запорной арматуры или другие неисправности. Рассмотрим основные причины почему у батареи низ горячий а верх холодный?, а также способы предотвращения и устранения этих проблем.

Низ горячий а верх холодный батареи почему

Автономные системы отопления в частных домах часто страдают от неравномерного нагрева радиаторов при запуске или после того, как они проработали некоторое время. Даже если для этого нет видимых причин и котел работает исправно, может наблюдаться заметная разница в нагревательном эффекте между верхней и нижней частями радиаторов. Это связано со следующими явлениями:

  1. Засорение радиатора.
  2. Образование воздушной пробки.
  3. Неправильная работа запорного устройства.
  4. Неправильная установка батареи.
  5. Недостаточное давление в системе.
  6. Слишком медленный поток охлаждающей жидкости.
  7. Температура окружающей среды ниже рабочего контрольного значения.
Низ горячий а верх холодный батареи почему
Неправильная установка батареи

Не все знают, что делать, если радиатор холодный снизу и горячий сверху, и не все пытаются принять экстренные меры для устранения проблемы. Однако в таких ситуациях есть нечто большее, чем просто охлаждение воздуха в помещении.

В этом случае неправильная эксплуатация системы отопления может привести к ряду негативных последствий, в том числе:

  • Снижение эффективности работы обогревателя.
  • Ухудшение условий микроклимата.
  • Нарушенное или застойное движение теплоносителя.
  • Шум и вибрация в отопительном контуре.
  • Изменение кислотности или щелочности теплоносителя.
  • Увеличение расходов на энергоресурсы.

Это не только приводит к тому, что батарея перестает функционировать должным образом, но и вызывает усиление внутренней коррозии и сокращает срок службы металлических компонентов системы.

Важно: Полный нагрев после включения системы отопления может продолжаться до четырех дней. Поэтому нет смысла проверять нагрев радиаторов сразу после включения или через несколько часов.

Засоренные радиаторы

Одной из наиболее распространенных причин неравномерного распределения температуры в радиаторе является засорение внутренних каналов. Обычно это происходит из-за низкой чистоты теплоносителя. Решить эту проблему можно только путем очистки по следующему алгоритму:

Низ горячий а верх холодный батареи почему
  1. Отсоедините радиатор от трубопроводной сети, слейте воду и разберите его.
  2. Процесс очистки следует проводить на открытом воздухе или в ванне.
  3. В последнем случае емкость закупоривается пробкой.
  4. Пустые радиаторы следует постучать по бокам, чтобы максимально удалить налипшую грязь, а затем вытряхнуть весь мусор из отверстий.
  5. Основной причиной того, что радиаторы сверху горячие, а снизу холодные, может быть скопление этих отходов.
  6. Затем батарею полностью заполните горячей водой. Через 30-40 минут опорожните изделие и промойте его струей воды.

Для более эффективной очистки специалисты используют гидродинамический, гидропневматический и водоимпульсный методы, а также специальные химические средства.

Воздушные пробки

Воздушные пробки – в основном это проблема верхних элементов системы отопления. Поэтому, если батареи на верхних этажах здания работают плохо, скорее всего, в них образовалась воздушная пробка. Основным проявлением этого является характерный шум. Причины возникновения данной проблемы следующие:

  1. Разгерметизация контура.
  2. Неправильная установка.
  3. Нарушение технологии заливки теплоносителя.
  4. Отсутствие спускных клапанов.

Однако, чтобы исправить ситуацию, недостаточно знать, почему низ горячий а верх холодный батареи. Для этого необходимо воспользоваться специальным краном Маевского или обычным фитингом (если радиатор выполнен из чугуна). Суть операции заключается в том, чтобы открыть затвор и спустить газ до появления непрерывного потока воды. При необходимости эту операцию можно повторить несколько раз.

Низ горячий а верх холодный батареи почему

Важно! Установка грамотной системы отопления предотвращает слишком низкую температуру батарей. Поэтому рекомендуется использовать диагональную систему подключения, например, в двух- или трехэтажных домах.

Неисправные запорные клапаны

Для регулирования теплоносителя в отопительном контуре используются следующие типы арматуры:

  1. Вентили
  2. Шаровые краны
  3. Термоголовки
Низ горячий а верх холодный батареи почему

При выходе из строя любого из них неизбежно ухудшится теплоснабжение, что приведет к снижению тепловой мощности батареи. Ремонтопригодность оборудования должна определяться следующими факторами.

Совместимость с технологией монтажа. Для этого необходимо строго вертикальное или горизонтальное расположение в зависимости от модели.

  1. Исправность запорных элементов.
  2. Наличие грязи и механических частиц во внутреннем блоке.
  3. При необходимости клапаны следует разобрать, очистить и, по возможности, заменить.

Неправильная установка батареи

Если после установки и запуска системы отопления радиаторы остаются горячими сверху и холодными снизу, многие люди не понимают, что произошло и что делать в этом случае, и начинают искать причину в работе котла. На самом деле виноват монтажник.

Байпас представляет собой соединение между обратным и внутренним контуром и используется для возврата излишков теплоносителя. В правильном варианте байпасный клапан должен быть установлен как можно ближе к системе отопления. Байпас также должен закрываться при включении системы.

Среди других причин отказа системы отопления в этой области – плохой выбор трубопровода или несоответствие радиаторов и систем отопления. Проверка монтажных чертежей и обращение к профессиональному монтажнику помогут решить проблему.

Малое давление в контуре

При замене системы отопления, т.е. замене старых радиаторов и введении в контур новых элементов (теплый пол или дополнительные радиаторы), часто возникает недостаток внутреннего давления после запуска. В результате нижняя часть элемента становится холодной, а верхняя – горячей. Это происходит, например, при замене чугунных радиаторов на новые биметаллические. Если камеры старых батарей были широкими, то камеры новых узкие. В результате для прохождения жидкой среды требуется более сильное давление.

Чрезмерное сечение труб, слабые циркуляционные насосы и негерметичные расширительные баки могут вызвать те же проблемы. Утечки теплоносителя также могут вызвать падение внутреннего давления.

Важно! При расчете системы отопления не берите батареи с дополнительными секциями. Такие дополнительные секции могут стать причиной неисправности отопления после запуска прибора.

Недостаточная скорость теплоносителя

Еще одна причина, по которой радиаторы отопления частных домов холодные снизу и горячие сверху, – слишком медленный поток теплоносителя в системе. В результате нагретая жидкость частично остывает на пути к цели. В целом скорость потока в трубопроводе зависит от нескольких факторов:

  1. Рабочие характеристики насосного оборудования;
  2. Сечение трубопровода;
  3. Физическое состояние трубопровода;
  4. Тип материала в системе отопления;
  5. Физико-химические свойства теплоносителя.

Оптимальная скорость для автономных систем отопления составляет 0,5-1,5 м/с. Поэтому подобные проблемы характерны для гравитационных систем отопления, где теплоноситель течет самотеком, т.е. без насоса.

Низкие температуры окружающей среды

Батареи, установленные в плохо изолированных помещениях, могут стать причиной этой проблемы. Так часто бывает, например, в верандах и на балконах. В этом случае основная причина того, что низ горячий а верх батареи холодный, заключается в способности металлических поверхностей быстро остывать и соответственно отдавать тепло нагретой воде. Решить эту проблему можно путем повышения температуры системы отопления или усиления теплоизоляции помещения.

Важно! Признаком недостаточного давления в системе является охлаждение всего отопительного стояка.

Ключевые моменты

Основными причинами того, что низ горячий а верх батареи холодный, являются:

  1. Засорение батарей.
  2. Образование воздушной пробки.
  3. Поврежденный запорный элемент.
  4. Неправильная установка радиатора.
  5. Слишком низкое давление.
  6. Недостаточная скорость движения теплоносителя.
  7. Низкая температура окружающего воздуха.

Снижение эффективности системы отопления, затруднение циркуляции, шум и вибрация, изменение свойств теплоносителя, увеличение расходов.