Транспортировка нефти по трубопроводам

Транспортировка нефти по трубопроводам

Транспортировка нефти по трубопроводам

Транспортировка нефти по трубопроводам – самый недорогой способ передачи сырья конечному потребителю, если сравнивать с водным, железнодорожным или автомобильным транспортом. В нефтегазовой отрасли как правило предусматривается несколько типов трубопроводов:

  • Нефте- и нефтепродуктопроводы;
  • Газопроводы;
  • Системы перекачивающих предприятий (НПЗ).

Трубопроводы, предназначенные для транспортировки на значительные расстояния называют магистральными, к тому же они могут иметь несколько линий, в том числе резервных. Преимущества магистралей:

  • Несмотря на значительные капиталовложения на этапе строительства, проект быстро окупается;
  • Нефтегазопроводы можно проложить в любом направлении: через болота и реки, сейсмические зоны;
  • Бесперебойная работа круглый год;
  • Нулевые потери сырья при передаче, а также возможность обеспечения удаленного контроля;
  • Одна линия может использоваться для разных нефтепродуктов;
  • Автоматизация и безопасность процессов.
Транспортировка нефти по трубопроводам

Ограничениями для прокладки прежде всего являются зависимость от регулярности поставок. Сложный рельеф в некоторых зонах, а также возможность нанесения вреда экосистемам.

Объекты магистрального нефтепровода

Только что добытое сырье нельзя закачать в систему, так как оно содержит крупные фракции пород, газы, воду и другие примеси. Предварительно нефть доставляют к установкам подготовки к транспорту, где производится многоступенчатая очистка.

Транспортировка нефти по трубопроводам

Продукт, готовый к транспортировке, называют “сырой нефтью”. В начале она подается на головную нефтеперекачивающую станцию (ГНПС), после чего с помощью насосных установок получает кинетическую энергию, которая преобразуется в напор. Для поддержания нужных показателей давления на всей протяженности трубопровода, устанавливают промежуточные НПС.

Основные объекты магистрального нефтепровода:

  • Головная нефтеперекачивающая или насосная станция (ГНПС или ГНС);
  • Подводящие трубопроводы для доставки сырья с промыслов;
  • Промежуточные перекачивающие станции;
  • Пункт приема: НПЗ (нефтеперерабатывающий завод) или нефтебаза для отправки другими видами транспорта;
  • Технологическое оборудование нефтепровода (линии связи, системы защиты от коррозии и блуждающих токов).
Транспортировка нефти по трубопроводам

Перед закачкой в магистраль нефть пребывает в статичном состоянии в резервуаре. На ГНПС совершается несколько операций:

  • Прием и учет;
  • Хранение;
  • Внутристанционные перекачки;
  • Закачка в магистраль;
  • Пуск средств очистки и диагностики.
Транспортировка нефти по трубопроводам

Промежуточные перекачивающие станции в зависимости от оснащения, выполняют свои функции двумя способами:

  • Из насоса в насос: конец одного участка подключается к всасывающей установке следующей НПС;
  • НПС с резервуарными парками.

Технологический участок состоит из 3-5 перегонов с насосными НПС, гидравлически связанными друг с другом. К тому же организовывают резервуарный парк, который может некоторое время перекачивать нефть из запасов. Кроме того на всем протяжении каждого отдельного участка действуют системы регуляции, работающие для предотвращения резких скачков давления.

Режимы работы нефтепровода

Режим, в котором функционирует магистраль, определяется моментом времени, энергозатратами, а также объемом поставок и свойствами нефтепродуктов. Более того возникает необходимость в непрерывном регулировании с учетом совокупности факторов:

  • Реологические параметры: содержание газов, парафинов, жидкостей;
  • Переменные загрузки вызванные разными расписанием работы ГНПС, перегонов, НПЗ;
  • Наличие свободных резервуаров, включение и отключение насосного оборудования;
  • Сезонные изменения температур;
  • Срабатывание аварийной защиты.

Для поддержания баланса введено строгое определение понятий и терминов, приведенных в ГОСТ Р 57512-2017. Для управления режимами применяют следующие инструменты регуляции:

  • Во-первых, подпорные насосы: установки, увеличивающие напор;
  • Во-вторых, клапаны сброса: при избыточном давлении осуществляется слив в специальные резервуары;
  • И в-третьих, уменьшение вязкости путем предварительного нагрева, смешивания с водой, присадок.

Режим изменяется оперативно согласно регламенту, созданному с учетом разрешенных давлений, химического состава нефти, а также особенностей окружающей среды. Управление следует рассматривать как совокупность режимов для отдельных участков с завершенным циклом.

Защита трубопровода от внутренних отложений

Содержание линейной части нефтепроводов включает диагностические и технологические операции. Очистка магистралей от парафинов – это прежде всего трудозатратный процесс, который требует остановки всего участка.

Так как отложения ухудшают гидродинамические свойства трубы и увеличивают энергозатраты при перегонах, предусматривается ряд мероприятий:

  • Дополнительное осаждение примесей, смешивание высокопарафинистых сортов нефти с другими;
  • Увеличение скорости потока на отдельных отрезках;
  • Нанесение защитных покрытий на внутреннюю поверхность труб;
  • Теплоизоляция и поддержание терморежимов: при падении температуры сырая нефть расслаивается и парафин выпадает в осадок;
  • Ингибиторы АСПО – химические реагенты, препятствующие отложению асфальтосмолопарафиновых компонентов.

Методы очистки углеводородов от парафинов и солей:

  • Во-первых, механический: скребки, эластичные поршни;
  • Во-вторых, тепловой: электроподогрев или пуск теплоносителя;
  • И в-третьих, химический: растворители, ингибиторы.

Защита от АСПО и кальцийсодержащих солей, как правило приобретает все более точечный характер. Так химические составы и конструкции скребков модифицируют под определенные сорта нефти, кроме того на месторождениях внедряются физические методы: штанговые насосы, радиочастотные установки.