Ремонт газовой колонки «Нева-4511»
Производя ремонт газовой колонки «Нева-4511», нужно обязательно перекрыть краны на трубах подачи и выхода воды, а также на газовой трубе. Дальше выполняются следующие действия:
Вся последовательность работы будет показана на колонке, лежащей на столе (просто в качестве примера). Это ничуть не изменяет порядок выполняемых операций. Первым делом снимаются ручки кранов – просто аккуратно вытягиваются на себя. Никаких стопорных креплений на них не предусмотрено. Вращать их тоже не надо. Снимается ручка вначале с одного крана, … |
… а затем и со второго. Если ручка «сопротивляется», не хочет сходить со штока, можно слегка подтолкнуть ее снизу, просунув руку под облицовку. |
Вот оно – единственное отличие в креплении облицовки на колонке «Нева 5611»: под ручкой крана регулировки подачи газа обнаруживается крепежный винт, который нужно выкрутить отвёрткой. На моделях 4511 такой детали нет, и этот шаг просто пропускается. |
"На облицовке расположен индикатор температуры, из которого выходят две пары проводов. Сине-черная пара идет к температурному датчику, красно-черная – к электронному блоку управления." |
"На проводах предусмотрены соединительные колодки, которые необходимо попросту разомкнуть, слегка поджав пластиковый фиксатор. Сначала отключается одна пара, …" |
…, затем, таким же образом и вторая. |
Как уже говорилось, этот индикатор не играет никакой роли, кроме информативной, и его отключение никак не скажется на ходе дальнейших ремонтно-профилактических работ, а колонка при этом сохраняет полную работоспособность. |
"Поочередно выкручиваются крепежные винты-саморезы, удерживающие снизу облицовку на консоли. На висящей колонке они расположены в нижних крайних точках прилегания аппарата к стене." |
Выкрученные с обеих сторон саморезы пока убираются в сторону, но так, чтобы не потерять их. |
Пальцы рук заводятся под снизу под облицовку, и для начала она слегка подается на себя – при этом выйдут из отверстий кожуха специальные центрирующие полукруглые шипы на раме консоли. |
"Затем остается только подать кожух вверх – и он сойдет с кронштейнов-крючков консоли. Опытные мастера советуют при выполнении этой нехитрой операции все же проявлять осторожность – нередко плохо обработанные края металлического листа, из которого изготовлена облицовка, способны порезать кожу ладони или пальцев до крови." |
"Все, кожух снят, и его можно отложить в сторону. На снимке хорошо заметны щелевидные отверстия, в которые входят крючки-зацепы консоли." |
"А на этом рисунке показаны (зеленой стрелкой) центрующее стопорное отверстие, и крепежная площадка с отверстием, через которое вкручивается саморез (синяя стрелка). Точно так же расположены эти элементы и на противоположной стороне облицовки" |
На снимке показан электронный индикатор сзади с выходящими из него двумя парами проводов. |
"Сборку проводят в обратной последовательности. Вначале аккуратно надевают щелевидное отверстие кожуха на крючок консоли с одной …" |
" … и с другой стороны прибора." |
"Затем облицовку подают немного вниз (она и сама может просесть под своим весом), так чтобы в стопорные отверстия попали центрирующие выступы. Делается это аккуратно, так как облицовка в снятом виде несколько нестабильна, ее стенки пружинят. В итоге в нижней части должны совместиться отверстия для вкручивания саморезов. Крепежные элементы ввинчиваются на место." |
"Следующий шаг – соединение контактных колодок пар проводов от электронного табло. Ошибки бояться не надо – помимо цветовой маркировки, конфигурация самих колодок такова, что перепутать контакты просто невозможно. И последнее – на вступающие над облицовкой оконечности штоков обеих кранов одеваются рукоятки, красная – слева, синяя – справа. Больших усилий при это не прилагается – в гнезде ручки есть шлиц, точно соответствующий «геометрии» штока." |
Разборка и ремонт водяного узла газовой колонки «Нева-4511»
Наиболее часто встречающиеся в ходе эксплуатации нарушения работоспособности колонки, как правило связаны с поломками или выходом из строя деталей водяного узла. При описании принципа работы уже упоминалось, что напор воды, воздействуя на мембрану и передавая усилие дальше на газовый узел, открывает механический газовый клапан и включает питание всего блока управления. Естественно, в результате выхода этого механизма из строя, колонка попросту не будет включаться.
Неисправность водяного узла часто можно заметить визуально. При пуске воды прежде всего, нужно обратить внимание на толкатель, который поджимает пластину микровыключателя. Если он остается неподвижным или лишь слегка дергается – это явный признак того, что мембрана в «лягушке» прорвана (на снимке ниже показан синей стрелкой). Отсутствие перемещения может быть вызвано и прикипанием штока. Кроме того, аварийное состояние водяного узла может выражаться в появлении подтекания в месте соединения его с газовым узлом или на кране регулировки расхода воды (типичные места появления воды показаны красными стрелками). В любом случае, узел необходимо снять и разобрать для восстановления.
- – после проверки, что кран подачи газа на трубе перекрыт, скручивается шланг гибкой подводки.
- – аналогичным образом, после перекрытия магистрали, снимается с патрубка подводка холодной воды.
- – гаечным ключом отвинчивается соединение водяного узла с медным патрубком, идущим к теплообменнику колонки.
- – размыкается контактная колодка на проводах, идущих от блока управления к электромагнитному газовому клапану.
- – затем точно так же отсоединяются провода, идущие на микровыключатель.
- – мощной крестовой отвёрткой выкручиваются два винта фланцевого соединения водно-газового блока с патрубком, передающим газ на коллектор горелки.
После этого весь водно-газовый узел несложно аккуратно вытащить наружу.
Далее, приступаем к его разборке и ремонту
Фото | Краткое описание выполняемой операции |
---|---|
Снятый водно-газовый узел лежит на столе. Для начала его требуется разделить на два блока – водяной и газовый. | |
Для этого отворачиваются два винта, показанные на фотографии стеками. Выкручивать их можно не до конца – они просто прижимом фиксируют цилиндрический выступ «лягушки» в раструбе газового блока. Винты расположены диаметрально противоположно, сверху и снизу. Есть нюанс – обычно они имеют и прорези под фигурную отвёртку, и шестигранную шляпку. Если есть накидная головка – лучше воспользоваться ею. Нередко в этом месте стальные винты закисают в силуминовом корпусе газового блока, и стронуть их с места бывает сложно. Иногда есть смысл предварительно обработать место соединения WD-40, так как известна масса случаев, когда винты в этом месте обламываются от слишком большого приложенного усилия, усилия, а прорези под отвертку просто «зализываются». | |
Ослабленные с двух сторон винты «отпустили» водяной блок. | |
Вот он – отделенный от газового. На данных фото все выглядит красиво, в заводской смазке, но так бывает далеко не всегда – пример будет приведен ниже. | |
Далее, саму «лягушку «необходимо разобрать, чтобы добраться до основного мембранного узла. Выкручиваются шесть винтов по окружности. Они тоже могут быть «подкисшими», так что работаем осторожно, чтобы не «зализать» головки. | |
После снятия винтов блок раскроется на две части. Сразу видна резиновая мембрана. Очень часто именно ее разрыв приводит к полной неработоспособности всей колонки. | |
Мембрану подвергаем тщательной ревизии. Если она чрезмерно растянута, на ней есть порывы или даже «намеки» на нарушение целостности – приобретается новая. Никакие заклеивания делу не помогут. | |
Снимаем мембрану, чтобы добраться до подпружиненной тарелки со штоком, который и передает поступательное движение в газовый блок. Если мембрана целая, то снимаем ее осторожно, чтобы не допустить надрыва в том месте, где она надета на патрубок, соединяющий верхнюю и нижнюю камеры «лягушки» (на фото выше показано стрелкой). Кстати, этот крошечный патрубок является съемным, и нужно следить, чтобы он случайно не закатился куда-нибудь. Без него «лягушка» корректно работать не будет. | |
Верхняя камера блока с подпружиненной тарелкой, соединенной со штоком | |
Аккуратно вытягиваем тарелку, чтобы шток вышел из направляющего канала. | |
Вынимаем пружинку, и видим ниже пробку с прорезью под прямую отвертку. Там расположено уплотнение, препятствующее выходу воды из верхней камеры лягушки к газовому блоку. Оно также, требует периодической проверки, смазки, подтяжки или замены сальникового резинового колечка. | |
Приобретаем ремонтный комплект – мембрану и уплотнительное колечко. Стоят они недорого, и дефицитом обычно не являются. Дальнейшую сборку узла производим в обратном порядке. При установке сальника гнездо и само кольцо рекомендуется обильно смазать силиконовой смазкой. Пробку затягивают с таким усилием, чтобы вставленный шток не клинил, мог достаточно свободно, с приложением умеренного усилия, перемещаться поступательно по каналу. При установке штока не забываем поставит на место, под тарелку, пружину. | |
Мембрана одевается отверстием на вставленный патрубок и аккуратно укладывается в корпус «лягушки», так, чтобы ее бортики по краям точно легли в гнездо-проточку. Затем собираем обе половинки блока и закручиваем шесть винтов. Если стояли стальные – лучше сразу заменить их на бронзовые – они прослужат дольше, а последующие замены мембраны будет производить все же проще. После этого ремонт «лягушки» может считаться законченным – можно соединять водяной и газовый блоки в единый узел, устанавливать их в колонку, проводить необходимые подключения и проверять работоспособность водонагревателя. | |
Важность качественного уплотнения на штоке можно наглядно продемонстрировать на примере. Подтекающая через сальник вода попала в раструб газового блока, вызвала массовое отложение накипи, вывела из строя микровыключатель. Произошло частичное заклинивание штока газового блока. Кроме того, при разборке сломался один закисший стопорный винт и разрушилась стенка цилиндра газового блока – его придется менять. | |
Ремонт водяного блока тоже несколько осложнился. Полностью заросшую накипью крышку лягушки пришлось отмачивать в растворе соды … | |
… а затем тщательно очищать от налета. | |
При закручивании винтов лягушки, рекомендуется густо промазать их графитной или иной стойкой к воде смазкой. | |
Все неприятности из-за того, что хозяин "запустил" водонагреватель, не проверял качество уплотнений на водяном блоке. И вот такая малюсенькая деталь, выработав свой ресурс и поистершись, повлекла столь серьезные последствия. Вывод – малейшие признаки появления влаги в месте соединения газового и водяного блоков должны сразу пресекаться. | |
Чтобы закончить с водяным блоком, посмотрим в еще одно место возможного подтекания воды – из-под штока регулировочного крана. Случается, такое нечасто, но все же. Сам кран фиксируется в гнезде водяного блока всего одним винтом (показан стрелкой). | |
Выкручиваем стопорный винт и вытягиваем вверх шток крана. Снизу расположен цилиндр с фигурными отверстиями, которые и регулируют интенсивность водяного потока. А выше – размещена кольцевая прокладка (показана стрелкой). Подтекание из крана – это следствие ее износа или разрыва. Смена прокладки должна полностью решить проблему. |
Разборка и ремонт газового блока
Неполадки в газовом блоке случаются намного реже, но все-таки не исключаются полностью. Они прежде всего могут проявится отсутствием поступления газа на горелки, или запахом просочившегося газа. А в случае выхода из строя микровыключателя, который также размещается на этом блоке – полной неработоспособностью всей колонки.
Ниже в таблице будет показана процедура разборки газового блока. Этапы будут сопровождаться комментариями, что из деталей или механизмов может послужить причиной ненормальной работы.
Перед нами – газовый блок в сборе, уже отделенный от водяного. Перед снятием его с колонки, если чувствовался запах газа или же слышался характерный шум, желательно локализовать место утечки – промазать все сопряжения плотной мыльной пеной. Появление пузырей покажет утечку. | |
Иногда отказ колонки вызван выходом из строя электромагнитного клапана – он просто не пропускает газ дальше к редуктору и горелкам. Клапан крепится на посадочной площадке двумя винтами, и имеет еще два центрующих выступа, так что ошибиться при обратной установке нельзя. Винты выкручиваются отвёрткой. Это винтовое соединение, кстати, вызывает немало нареканий мастеров, из-за низкого качества самого крепежа. При возможности, оба винта лучше сразу заменить на более качественные, с мощными головками под фигурную отвертку. | |
Клапан снят. Обратите внимание на седло блока в котором он устанавливается – там уложена кольцевая прокладка, герметизирующая этот узел (показана стрелкой). На самом подвижном подпружиненном штоке клапана стоит эластичная «пробка», зарывающая в нерабочем положении канал прохода газа выше. Ни на прокладке, ни на этой «пробке» не должно быть признаков износа. | |
К клапану подходят три провода: черный, желтый и красный, которые через коммутационную колодку соединяются с блоком управления. Для плавности розжига водонагревателя в момент запуска питание передается по паре черный (масса, минус) – желтый, и клапан при этом приоткрывается. После розжига питание поступает и по красному проводу, и клапан открывается полностью. Проверить работоспособность клапана несложно – это делается еще при установленном в колонке водно-газовом узле, наличии питания, но при перекрытых или даже уже отсоединённых водных и газовой подводках. Надо всего лишь аккуратно выкрутить и снять клапан, оставив его скоммутированным с блоком управления. Затем необходимо «обмануть» управление прибором – вручную переместить толкатель у микровыключателя. Блок управления «подумает», что произведена подача воды, и передаст управляющий сигнал на клапан – тот должен втянуть шток с пробкой и удерживать его в таком положении, пока не будет выключен «микрик» (отпущен толкатель). Одновременно должно происходить искрообразование на запальной свече (с характерным звуком). Если же клапан в таких условиях не подает признаков жизни, то его придется менять на новый – приобрести его несложно. | |
Кран регулировки расхода газа, по полной аналогии с водяным, фиксируется одним винтом, … | |
… и уплотнение такое же – кольцевая прокладка (показана стрелкой). Если утечка газа отсюда, то просто меняют это уплотнение. | |
Теперь разбираемся с микровыключателем – бывает, что он выходит из строя из-за попадания в него подтекающей воды. Проверить – совсем просто: нужно прозвонить его в обоих положениях. Без приложения каких-то внешних усилий толкатель прижимает пластину к микровыключателю, кнопка нажата, цепь разомкнута, питание в блок управления не поступает. | |
Если подтолкнуть изнутри шток (показан стрелкой) газового блока (что и делает при пуске шток "лягушки"), толкатель освобождает пластину, кнопка поднимается, электрическая цепь замыкается. | |
Если микровыключатель не работает, то он подлежит замене. Крепится он двумя винтами, его демонтаж и установка нового труда не составят. Однако, нужно сделать одно замечание. Толкатель – цилиндрический стержень, который на резьбе зафиксирован на штоке газового блока. Сверху имеет шлиц под прямую отвёртку. Случается, что плохо затянутый или неправильно выставленный толкатель, возвращаясь в исходную позицию при перекрытии воды, не до конца прижимает пластинку микровыключателя, и кнопка не срабатывает на прерывание цепи. Получается, что блок правления все еще «считает», что прибор находится в рабочем положении, а это, в свою очередь, чревато нештатными ситуациями. При сборке водно-газового узла этот момент обязательно учитывается - толкатель устанавливается в нужное положение и крепко затягивается отвёрткой. | |
Продолжаем разборку газового блока – выкручиваем два винта, удерживающих в собранном положении узел механического газового клапана. | |
Осторожно разъединяем две половинки корпуса, чтобы не выскочила в сторону пружина клапана. | |
Достаем тарельчатый клапан и тонкую кольцевидную прокладку. Оцениваем целостность и степень износа уплотнений и пружины. | |
«Тарелка» клапана своим уплотнительным поясом должна плотно прижиматься к седлу (зеленая стрелка) и не должна иметь помятости или деформации. Красной стрелкой показан шток, передающий усилие с водного узла и открывавший тем самым клапан. | |
Проверяется свободный ход этого штока в одну и другую сторону. Кстати, сразу стоит оценить, нет ли признаков попадания воды или прорыва газа в обратном направлении. Здесь шток также имеет сальниковое уплотнение, которое, если получится, можно поменять. Иногда выкрутить его не удается, и приходится менять всю деталь в сборе. | |
Все, разборка газового узла завершена. Можно поле ревизии и чистки переходить к сборке, выполняемой строго в обратном порядке. При этом, по мере необходимости заменяются изношенные детали. После окончательной сборки колонки все соединения проверяются на отсутствие утечек – так же, намыливанием в условиях подачи газа. |
Важно! Если после выключения воды колонка продолжает гореть, то это — явное заклинивание штоков в водяном или газовом блоке. Следует немедленно выключить подачу газа, а затем провести разборку и ремонт этих узлов.
Проблемы с розжигом и электроникой
- Одна из часто встречающихся проблем – колонка не разжигается после открытия водоразборного крана горячей воды. При этом напор идет нормальный, водяной блок срабатывает штатно, блок управления включается, газовые клапаны (и электромагнитный, и механический) явно открываются, так как и слышно, и чувствуется по запаху, что газ на горелку поступает.
Запальная свеча и датчик пламени
Чаще всего проблема заключается в том, что свеча не дает качественной искры в поток газо-воздушной смеси. А это, в свою очередь, может быть вызвано несколькими причинами.
- Во-первых, искра может бить не туда или же быть слишком слабой оттого, что контакт запальной свечи расположен неправильно, сместился. Для нормальной работы электрод должен быть расположен в 5 мм (допуск не более ± 0,5 мм) от направляющей насадки горелки, точно по центру секции.
Откорректировать положение можно, если слегка подогнуть электрод, добиваясь качественной искры. Или же, ослабив винты на прижимной пластине, поправить корпус изолятора свечи, а затем вновь затянуть крепеж.
Изоляторы свечи и датчика пламени удерживаются прижимной пластиной
Одновременно необходимо сразу же почистить поверхность электрода (свечи) – на нем мог образоваться нагар, и качественного разряда не получается. Можно воспользоваться мелкозернистой наждачной бумагой, но очищать с помощью острого предмета не следует.
Параллельно с этой операцией можно провести аналогичные действия и с датчиком наличия пламени. Его электрод также должен располагаться по центру секции горелки, так, чтобы находиться в языке пламени при работе колонки. Поверхность электрода также требуется поддерживать в чистом, не закопчённом состоянии. Если датчик «не понимает» из-за неудовлетворительного состояния или неправильного положения электрода, что горелка работает, то через семь секунд блок управления просто перекроет электромагнитный газовый клапан, и колонка потухнет.
Недостаточный контакт между электродом и высоковольтным кабелем
- Во-вторых, может быть недостаточным контакт между электродом и высоковольтным кабелем. Чтобы проверить, снимите оба кабеля – они просто вытаскиваются вниз из корпусов изолятора. Там будет виден стержень – игла, через которую обеспечивается контакт электрода с токопроводящей жилой кабеля. Необходимо проверить состояние этой иглы – на ней не должно быть налета, нарушающего надежность контакта. После зачистки кабели плотно вставляются на место в изоляторы – справа – запальный, с красной маркировкой, слева – от датчика пламени, с синей маркировкой.
Возможные причины неисправностей:
- неправильное положение или закопченная поверхность электродов;
- плохой контакт с высоковольтным кабелем;
- если концы проводов сильно «измочалены», то можно их несколько подрезать. Но только с таким расчетом, чтобы длины хватило для коммутации, не в натяжку.
Пробой искры на массу
- В-третьих, может происходить разряд на корпус колонки. Слышно, что искрообразование есть, но не в свече искра или совсем «вялая», или ее вообще не видно. Причина может крыться в трещине на изоляторе свечи – его необходимо снять, осмотреть, и если такой дефект выявлен, то свечу придется менять. Пробой на корпус бывает и на выходе высоковольтного кабеля из блока управления – это место закрыто фольгой, и подобный пробой не так просто заметить.
В показанном стрелкой месте произошел пробой искры на массу
Здесь можно попытаться дополнительно заизолировать кабель сверху, как правило применив толстую термоусадочную трубку или даже изоленту в несколько слоев. Вполне возможно, что проблема после этого исчезнет.
Иногда может выручить изоляция с помощью обычной синей изоленты
Если такая изоляция не помогает, и пробой на корпус от кабеля устранить не удается, придется менять блок управления.
Кстати, проблемы с искрой, когда она неправильно бьёт или слишком слабая, провоцируют и еще один «недуг» колонки – розжиг происходит взрывоподобно, с громким хлопком. В камере сгорания скапливается опасная концентрация газа, которая и приводит к такому эффекту. Устранение недостатков с искрообразованием должно избавить и от этого недостатка.
Датчик тяги и температуры воды
- Колонка может не включаться из-за неисправности датчиков тяги и температуры воды на выходе. Уже говорилось, что они стоят последовательно в одной цепи, и выход из строя даже одного из них эту цепь разорвет, соответственно, не давая тем самым работать блоку управления.
Проверить датчики можно прозвонкой или методом исключения. При тестировании мультиметром рабочий датчик должен показывать практически полную проводимость (сопротивление, близкое к 0 Ом). Для проверки с датчиков снимаются лепестковые клеммы – одновременно можно проверить и состояние контактов, так как возможно, что они просто «закисли» и требуют чистки.
Установка временной перемычки
Если мультиметра нет, то можно поступить иначе. На датчики поочередно ставят временные перемычки, замыкая их напрямую. Например, перемыкают датчик тяги, и пробуют запустить колонку. Если она разожглась после этого свободно – причина найдена, датчик требует замены.
Для проверки можно временно поставить перемычки — сначала на датчик тяги.
В случае если перемычка на датчике ничего не дала, ее снимают и ставят на второй – температурный. Проверку проводят таким же образом.
Важно! Если с перемычками колонка заработала, то это вовсе не означает, что так можно и оставить. Подобное тестирование проводится исключительно для выявления неисправности и только при кратковременном запуске водонагревателя. Эксплуатировать колонку с закороченной цепью безопасности – категорически запрещено.
Нарушение тяги
Причиной быстрого выключения колонки после нормального запуска может быть недостаточность тяги – верхний датчик в этой цепи при температуре порядка 75 – 80 градусов размыкается. Иногда такое явление бывает вызвано неправильным монтажом трубы вывода продуктов сгорания. В таблице ниже показаны распространенные случаи, когда неверная установка не дает колонке работать в штатном режиме.
Фото | Описание |
---|---|
На схеме – параметры правильного монтажа системы отвода продуктов сгорания. | |
Распространённая ошибка – трубу вмуровывают так, что она или почти касается задней стенки дымоходного канала, либо перекрывает го на значительной площади сечения. Требуемой тяги не будет. | |
На одном уровне с установленной трубой из колонки имеется вентиляционное окно или подключение еще одного прибора. | |
Проложенная труба используется совместно для подключения другого устройства, в том числе кухонной вытяжки. Требуемого разряжения в дымоотводном канале колонки не будет. |
Устранение ошибок монтажа дымохода должно нормализовать тягу, и сбои в работе водонагревателя прекратятся.
Нижний температурный датчик может срабатывать при неправильном балансе расхода воды и газа. Устранить можно соответствующей регулировкой кранов – уменьшением подачи газа и увеличением напора воды.
Ну а если при проверенных, гарантированно рабочих элементах питания, микровыключателе, явно срабатывающим при пуске воды, протестированной, по умолчанию замкнутой цепи безопасности, но колонка все равно не включается – скорее всего, потребуется замена ее «мозгов» — блока управления.
Чтобы закончить тему электроники – еще одна возможная проблема, которая напрямую не влияет на работоспособность колонки, но вносит определенные дискомфорт при ее эксплуатации.
Речь идет о неполадках в работе цифрового табло на передней панели, притом что сама колонка работает исправно.
- Так, циферблат может вообще не гореть – значит, необходимо проверить надежность его контактного соединения с датчиком температуры и с блоком управления. Если этих меры ничего не меняют – значит, налицо выход из строя самого дисплея – его придется менять.
- Если же после пуска на дисплее цифры заменяются на символы ошибки «ЕЕ», то проблему следует искать в температурном датчике. Здесь также возможны или закисание контактов, или полный выход датчика из строя.
Проблемы с горелкой
Колонка может включаться и работать штатно, но требуемого уровня нагрева не достигать. Бывает, что аппарат начинает «коптить», а языки пламени на горелки нехарактерного синего цвета, а с явной желтизной, неустойчивое. Случается и так, что вообще не горит один из рядов-секций. Все это – следствия засорения горелки пылью, зарастания сопел жиклеров на коллекторе.
Для очистки горелки ее необходимо снять. Это вовсе не требует демонтажа водо-газового узла – достаточно отключить провода от изоляторов свечи и датчика пламени. Затем выкрутить накидную гайку на Г-образном патрубке, идущем от коллектора к газовому блоку (показана на фото стрелкой).
Далее, выкручиваются два винта и снимается сам коллектор. Затем останется выкрутить еще два винта (зеленая стрелка), чтобы освободить блок горелки.
Вначале со всех деталей щеткой смахивается пыль. От пыли нужно почистить и каждый внутренний канал горелки – для этого используют пластиковый ерш нужного диаметра. Затем разводят мыльный раствор (можно – кухонное моющее средство) и им промывают горелку и снаружи, и изнутри, действуя щеткой и ершом. После этого ее хорошенько промывают чистой водой и оставляют до полного высыхания.
Коллектор также вначале очищают сверху от пыли и налета влажной тряпкой. Оценивают состояние сопел жиклеров. Прочищать их твердыми предметами (проволокой, спицей, шилом и т.п.) нельзя. Лучше выкрутить их (головка на 8), и продуть струей воздуха, например, автомобильным насосом. Если хозяин – автомобилист, то у него может быть в гараже аэрозоль для промывки каналов карбюратора: в данном случае такой раствор может оказаться очень полезным.
После очистки коллектор просушивают, собирают, а затем вместе с горелкой устанавливают обратно в колонку. При установке обязательно проверяется состояние уплотнительной прокладки в накидной гайке.
Профилактические работы с теплообменником
Проблемы с теплообменником обычно выражаются в недостаточном напоре на выходе из колонки, слабым нагревом воды, подозрительными шумами при работе колонки. Медные трубки теплообменника могут со временем зарасти накипью, особенно если в водопроводе жесткая вода, а это влияет и на эффективность теплопередачи, и на пропускную способность. Случается, что сильно забитый теплообменник не дает штатно сработать водному узлу – тому недостаточно напора, и вся колонка становится нерабочей.
Кроме того, нормальному нагреву воды может мешать пыль, смешанная с копотью, которая забивает пространство между теплообменными пластинами.
Снять теплообменник – несложно. Колонка должна быть отключена от водопровода, из нее сливается оставшаяся вода – выкручивается пробка под водяным блоком. Затем отворачивают гайки соединений теплообменника с трубками, идущие от водяного блока и к выходу горячей воды. Слева и справа (на рисунке показаны зелёными стрелками). Там находятся прокладки, которые, скорее всего, потребуют замены.
Как крепится теплообменник
Полностью освободить теплообменник можно после выкручивания двух винтов (синие стрелки) и снятия фиксирующей его металлической пластины (желтая стрелка).
- Чтобы очистить теплообменник снаружи, его для начала промывают сильной струей воды, а затем погружают в раствор моющего состава с обезжиривающими свойствами (подойдет кухонное средство для посуды). Такое замачивание длится 15 ÷ 20 минут при комнатной температуре. Далее, можно проводить чистку всех поверхностей, применяя мягкую щетку. После очистки теплообменник обильно споласкивают холодной водой. Если есть необходимость, процедуру внешней очистки можно повторить.
- Внутренние каналы теплообменника очищают промывкой обратным током воды под большим напором. Но если наросты накипи велики, то потребуется более сложная процедура, с использованием раствора кислоты.
Для этих целей не надо искать какую-либо техническую кислоту – обычно вполне хватает лимонной. Готовится раствор из соотношения 100 г кристаллической кислоты на литр воды при температуре около 35 – 40 °С.
Этим раствором через один из патрубков заполняется вся полость труб теплообменника. Обычно уже во время заполнения, буквально через несколько секунд, заметно начало бурной реакции с выходом пузырей газа и помутневшей жидкости. Трубы заполняют «под завязку» и оставляют примерно на четверть часа. После этого остатки раствора сливаются, а теплообменник подвергается тщательной промывке.
Иногда для достижения оптимально результата требуется повтор этой операции.
После промывки теплообменника он устанавливается на место. При соединении его патрубков с медными трубками, как правило укладывают новые резиновые прокладки ½ дюйма. Слишком перетягивать эти соединения не стоит – прокладка может передавиться, выступить «юбкой» внутрь канала, а это становится причиной неприятного шума и даже местом вероятного засорения.