Как работает датчик тяги в газовом котле
Современные газовые приборы, способны работать в полностью автоматическом режиме. Встроенные компоненты для контроля безопасной работы прибора обеспечивают надежность всей системы. Одним из таких устройств является датчик тяги газового котла. Согласитесь, довольно удобно пользоваться оборудованием, которое не требует постоянного присутствия человека. Но на каком принципе работает датчик тяги в газовом котле и надежен ли он? Данная публикация отвечает на эти вопросы, объясняя как работает датчик тяги в газовом котле, его функции и способы проверки его работоспособности.
Конструкция и принцип работы датчика тяги
Учитывая различные типы газовых котлов, следует отметить, что датчики контроля тяги бывают разных конструкций. В общих чертах конструкция системы довольно проста. Основой практически всех датчиков контроля тяги газовых котлов является биметаллический элемент, который меняет форму в ответ на изменение температуры фона.
В действительности это простая биметаллическая пластина, которая изгибается при нагревании или охлаждении. Изменение формы пластины контролируется контактной группой, которая переключает состояние контактов «включено» или «выключено». Сигнал переключения контактной группы передается на контроллер газового котла или на более простой механизм контроля газа.
Тип датчика, используемого для контроля тяги в дымоходе, зависит от используемого котла.
Например, существует два типа газовых котлов:
- с простым дымоходом (естественная вентиляция)
- и дымоходом с турбиной (принудительная вентиляция)
в которых работают разные датчики тяги из-за их различной конструкции.
Как работает датчик тяги в газовом котле с естественной тягой
В котлах с естественной тягой используется так называемый вытяжной колпак, в корпус которого встроен простой маленький датчик тяги, как показано на рисунке ниже. Этот маленький термостат обычно имеет соответствующую отметку температуры прямо на корпусе. Эта отметка (например, 75º) указывает температурный предел для срабатывания контактной группы датчика.
Примеры датчиков тяги напольных котлов
Работа таких устройств проста. Если отходящие газы, проходящие через вытяжной колпак, где установлен датчик, нагревают устройство выше установленной предельной температуры (что свидетельствует об обратной тяги), контакты размыкают цепь. Таким образом, цепь размыкается, и подача газа в котел прекращается (блокируется). Прибор перезапустится только тогда, когда датчик остынет и контакты вернутся в разомкнутое состояние.
Конструкция датчиков для турбированных котлов
Котлы оснащены дымоходами с турбиной имеют датчики тяги с функционально иными принципами работы. Первое отличие заключается в том, что датчик фактически управляет турбо вентилятором котла. Поэтому устройство датчика тяги турбинного газового котла сделано не для контроля температуры, а для контроля количества проходящего угарного газа.
Такие датчики работают на факте оптимального разрежения в камере сгорания и имеют контактную группу из трех элементов:
- контакт СОМ,
- нормально открытый (NO),
- нормально закрытый (NC).
Конструктивно устройства выполнены в различных формах, но принцип их работы остается неизменным. Как только в газовом котле формируются условия работы (оптимальное разряжение), контактная группа пневматически замыкается и подает сигнал на подачу газа.
Как проверить работу датчиков?
Плохая вентиляция в газовых котлах часто связана, в частности, с датчиками тяги. Проверить, как работает датчик тяги в газовом котле, несложно. Следует отметить, что регулярные проверки таких компонентов конструкции на самом деле являются обычным делом. Особенно для котлов с турбовентиляторами.
Шаг №1 — Выполните проверку контрольных датчиков
Почти все вентилируемые приборы имеют специальные контрольные точки для проверки датчиков. Проверочные точки (штуцеры) обычно располагается вокруг дымохода (в верхней части котла). Оба штуцера имеют соответствующую маркировку.
Рядом с тестовыми штуцерами обычно находится отдельный тестовый интерфейс (с левой стороны, закрыт крышкой), через который можно измерить температуру газа и КПД оборудования.
Процедура измерения выглядит следующим образом.
- Выкрутите защитные колпачки штуцера,
- Подсоедините к нему трубку манометра
- Соблюдайте точность соединения в точках «+» и «-«.
- Включить режим котла «Трубочист».
- Подождите, пока оборудование вытянется до максимального режима работы.
Манометр должен показывать допустимый уровень разряжения в пределах установленного диапазона для конкретной марки газового котла. Требуемый диапазон указан в руководстве к прибору.
Помимо измерения манометром, еще одной необходимой задачей в процедуре, показывающей, как проверить работу датчика тяги на бытовом газовом котле, является проверка прессостата котла. Вентиляторы газовых котлов обычно оснащены устройством, называемым прессостатом. Благодаря этому устройству он управляет работой вентилятора и может фактически управлять горелками газового котла.
Чтобы проверить эту схему, необходимо открыть корпус газового котла. Принцип работы этой технической пары очень прост. Прессостат отбирает давление воздуховода через резиновую трубку (отрицательное по отношению к давлению во второй трубке). Если отбор давления происходит нормально, то контактная цепь прессостата замкнута и газовый котел функционирует нормально. Если разряжение изменится (отклонение), то изменится и разность давлений, и группа контактов прессостата разомкнется. Таким образом, прибор станет непригодным для использования (блокировка котла).
Все имеющиеся в продаже прессостаты всегда имеют на корпусе индикаторы, указывающие рабочие параметры. В частности, указывается давление включения и выключения (например, 115/95 Па. Как показано на картинке ниже). Другими словами, в данном случае газовая горелка работает при давлении 115 Па, а отключается при давление 95 Па.
Шаг 2: Проверьте правильность работы прессостата котла
Простым шагом в проверке прессостата является проверка качества электрической цепи прибора. Микровыключатель управляется пластиной (контакты замыкаются и размыкаются) и находится под воздействием силы давления воздуха, подаваемого в аппарат через трубку. Поэтому для проверки контактов подключается измерительный прибор (мультиметр), настроенный на измерение сопротивления Ом.
Схема подключения приведена на корпусе каждой марки оборудования. Подключите щупы мультиметра и контакты прибора в соответствии с этой схемой.
После подключения мультиметра присоедините силиконовую трубку к каналу отрицательного давления прессостата. Когда трубка подсоединена, на прибор создается отрицательное давление (просто всасывая воздух через рот) и одновременно контролируются показания мультиметра.
Если коммутация правильная, стрелка прибора покажет минимальное сопротивление или не будет реагировать в зависимости от давления в трубке. Однако если микровыключатель неисправен (нарушен канал переключения), мультиметр не покажет никакой реакции. В этом случае прессостат необходимо заменить на новый.
Шаг 3 — Определите причину потери тяги
Опыт показывает, что потеря тяги не всегда связана с неисправностью датчика, но может быть вызвана различными факторами включая:
- засорение трубок подачи воздуха,
- засорение рабочего колеса вентилятора,
- конденсат в силиконовых трубках,
- посторонние предметы в трубках.
Наиболее распространенной причиной плохой тяги является засорение рабочего колеса вентилятора . При длительном использовании газовых котлов на лопасти крыльчатки и стенки улитки налипает большое количество пыли и сажи. Эти отложения со временем затвердевают, что приводит к значительному сопротивлению воздушного потока. Поэтому это одна из самых распространенных причин плохой тяги котлов.
Разумеется, для очистки внутренней части улитки, вентилятор должен быть демонтирован. Большинство котлов сконструированы таким образом, что вентилятор можно легко снять и установить. Обычно для отсоединения вентилятора необходимо открутить всего два или три крепежных винта.
Электрические компоненты, такие как обмотки статора электродвигателя, необходимо закрыть, чтобы предотвратить попадание в них воды. Лучший способ очистить внутреннюю часть улитки и лопасти — сжатым воздухом.
Шаг 4: Повторное испытание тяги
После очистки вентилятора турбины газового котла и установки компонентов следует повторить испытание тяги отработанных газов, как описано выше, чтобы проверить уровень отрицательного давления в камере сгорания. Как правило, проверка приводит к небольшому увеличению показаний манометра, подтверждая, что канал отвода отработанных газов работает правильно.
Учитывая эту практику, можно сделать вывод, что основной причиной отказа тяги в газовых котлах не обязательно является датчик температуры или прессостат. Поэтому с самого начала следует проверить все оборудование и принадлежности, задействованные в контуре дымовых газов. В данном случае проблема заключалась в засоре вентилятора турбины газового котла.
Возможные причины срабатывания датчика.
Работа газового котла обычно нарушается по следующим причинам.
- неправильная конструкция вытяжного канала дымохода,
- экстремальные местные погодные условия,
- нарушение вентиляционных характеристик оборудования,
- неправильная настройка контроллера управления.
В районах с сильными ветрами распространенной причиной срабатывания датчика является проникновение ветра в канал дымохода. В таких случаях рекомендуется установить в дымоходе дополнительные стабилизаторы тяги.
Примеры стабилизаторов тяги
Читайте также: Как сделать чтобы не задувало газовый котел
Коротко о главном
Профессиональные мастера хорошо знакомы с газовыми приборами, но для рядового пользователя устранение неисправностей газовых котлов — это «темный лес». Более того, работа с газовыми приборами без соответствующих знаний может оказаться сложной задачей. Поэтому, если вы хотите самостоятельно заменить или отремонтировать датчик тяги в газовом котле, вам следует, по крайней мере, сначала узнать как он работает. Однако лучший способ отремонтировать неисправный газовый котел — вызвать специалистов.