Трубопроводные фитинги: материалы и варианты монтажа
Организацию участков трубопроводов сложной формы невозможно представить без таких соединительных деталей, как фитинги. Они бывают нескольких видов, в зависимости от конструкции, применяются для поворота или разворота, разветвления или глушения, уменьшения или расширения диаметра трубы, соединения труб из разных материалов, подключения гибкого шланга. Для производства используются черные и цветные металлы, а также прочные пластики.
Представленный в продаже широкий выбор фитингов, отличающихся по диаметру сечения, типу, предназначению, сырью изготовления. Это позволяет подобрать оптимальный вариант для решения конкретной задачи при организации промышленных, коммунальных, бытовых инженерных систем. Сюда относятся такие соединительные элементы, как тройники и крестовины, переходы и отводы, заглушки и штуцеры, колена и уголки, сгоны и футорки, муфты и бочонки.

Материалы фитингов
Основным сырьем для изготовления являются металлические сплавы – чугун, углеродистая и легированная сталь, нержавейка, медь и латунь, бронза и алюминий. Металлические фитинги характеризуются повышенной прочностью и надежностью, используются в составе водопроводов горячей и холодной воды, нефтепроводов и газопроводов, городских тепловых сетей, коммуникаций для химической и пищевой промышленности. Чаще всего для этой цели применяется сталь – она сочетает такие плюсы, как доступная цена, высокая механическая прочность, устойчивость к высокому рабочему давлению, хорошая свариваемость, отсутствие риска деформаций от постоянного воздействия температур.

Современной альтернативой классическому решению из металла являются полимерные фитинги на основе таких высокопрочных, стойких к воздействию агрессивной и горячей среды пластиков, как полиэтилен низкого давления ПНД, поливинилхлорид ПВХ, полипропилен ПП и некоторых других. К достоинствам пластиковых фитингов можно отнести низкую цену, отсутствие коррозии, небольшой вес. Они применяются в коммунальной сфере – для организации трубопроводов горячей и холодной воды, газопроводов и канализации. Идеальная гладкость внутренней поверхности снижает риск постепенного возникновения засоров.

Монтаж фитингов
В зависимости от вида крепления все выпускаемые сегодня фитинги можно поделить на фланцевые, резьбовые, обжимные и сварные. Каждый из типов имеет свои особенности сферы применения.
Фланцевые фитинги оснащены фланцами – кольцами, по периметру которых через равные интервалы просверлены отверстия для монтажа с помощью болтов. Для герметизации соединений используются прокладки из резины или паронита. Такие изделия позволяют создавать разборные соединения высокой надежности, что упрощает ремонт труб.

Резьбовые фитинги оснащены внутренней или наружной резьбой, с помощью которых осуществляется их накручивание или вкручивание в систему трубопровода. Такой способ установки ценится за высокую скорость проведения работ и возможность демонтажа. Резьба накладывает ограничения на диаметр – он относительно небольшой, поэтому сфера применения ограничена бытовыми и коммунальными системами.

Обжимные фитинги применяются для стыковки труб с разным диаметром, для поворота и разветвления трубопроводов. Корпус оснащен одним или двумя обжимными кольцами – при закручивании в процессе монтажа они обеспечивают плотный обхват трубы, рассчитанный под большое рабочее давление. Соединение характеризуется легкостью установки и разборки, является оптимальным вариантом для труб с малым наружным диаметром до 60 мм, а также для систем, подключенных к компрессорному и газотурбинному оборудованию.


Сварные или приварные фитинги предназначены, как нетрудно догадаться из их названия, для крепления методом сварки. Они имеют ровные торцы для герметичного приваривания к трубопроводу. Такие решения обладают наилучшей прочностью и герметичностью, но затрудняют демонтаж. Качество сварных швов проверяется с помощью неразрушающих методов контроля, таких, как радиографическая или ультразвуковая дефектоскопия, позволяющих исключить наличие трещин и пустот. Металлические фитинги под сварку используются с трубами большого диаметра в коммунально-хозяйственных и промышленных магистралях.











